Транзитный коридор Латвии, рассчитанный на более чем 80 млн тонн грузов в год, переживает непрекращающийся спад грузооборота из-за потери российского транзита. В прошлом году он упал до 38 млн тонн и продолжает снижаться.
За первые 4 месяца 2024 года латвийские порты перевалили всего 12 млн тонн грузов, что на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Причины падения грузоперевозок
Потенциальная альтернатива российскому транзиту
Участники рынка рассматривают возможность частичной компенсации российского транзита за счет грузов из Казахстана, Узбекистана и других стран Центральной Азии. Казахстан в частности экспортирует около 200 млн тонн грузов ежегодно через Россию и Китай, и Латвии необходимо хотя бы "миллионов десять" из этого объема.
Влияние санкций и геополитики
Власти Латвии объясняют падение грузооборота в портах на 19,6% в прошлом году изменением геополитической ситуации и антироссийскими санкциями. Эта тенденция продолжается и в этом году: перевалка грузов в терминалах Вентспилсского порта за первые три месяца 2024 года снизилась на 25,2%.
Латвийские железные дороги также испытывают значительное сокращение транзита российских грузов: с 50 млн тонн в 2015 году до 15 млн тонн в 2023 году.
В конце февраля Латвия запретила ввоз сельскохозяйственной продукции из России, что еще больше усугубило ситуацию в отрасли грузоперевозок.