Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Люкс Лайн! Самые актуальные ставки, свежие новости логистики, таможни и не только!
×
пн-пт: 9:30-18:30
Оставить заявку на расчет

En / Cn

Звоните
Пн-пт: 9:30-18:30
RU
15.02.2018

Оспаривание корректировки таможенной стоимости в Российском суде

Главной отличительной особенностью российской таможни (и стран СНГ) от западно-европейской и американской является её цель - наполнение бюджета страны. Да, не защита отечественного потребителя от некачественного товара, не защита родного производителя от конкурентов, а взимание максимального количества денежных средств в виде таможенных сборов. Благодаря отечественным таможенным правилам таможенные платежи составляют от 35 до 48 % доходной части федерального бюджета. Одна из ключевых величин для расчета таможенных  пошлин - таможенная стоимость товаров. Поэтому органы таможенного контроля стараются завышать цены на импортный товар для увеличения объема таможенных выплат. В Соглашении Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года  предусмотрено 6 способов ее исчисления. Их подробное описание можно найти в Приложении

№1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товара.

Возможные решения таможенных органов

После рассмотрения таможенной декларации и всех, предоставленных участником ВЭД, документов таможенный орган может:

  1. полностью согласиться с заявленной таможенной стоимостью;
  2. скорректировать  таможенную стоимость до выпуска товаров;
  3. выпустить товар, а спустя некоторое время потребовать доплату.

Перед принятием того или иного решения декларируемая цена договора проходит экспертизу с помощью секретной и “очень эффективной” системы управления рисками (СУР).  Импортеры, удивленные и возмущенные решением местных таможенных властей увеличить расчетную таможенную стоимость  их сделки, вынуждены обращаться в суд или вышестоящий таможенный орган.

Особенности арбитражного  процесса

При рассмотрении споров об увеличении таможенной стоимости товаров суды, в частности,  обязаны опираться на разъяснения Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».

Необходимость появления  документа вызвана большим 
 количеством обращений в арбитражный суд по данному вопросу и трудности их разрешения. Решения Пленума Верховного суда РФ подтверждают декларацию о презумпции невиновности гражданина перед государством, согласно которой предоставленная информация  считается достоверной пока её достоверность не опровергнута. Однако некоторые пункты разъяснений  вызывают недоумение:

  1. В п.9 Пленума говорится: “...от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров … разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота». Выходит, что участник ВЭД всегда должен быть готов к обвинению в занижении стоимости товара и не надеяться на п.6 Пленума, согласно которому обязанность по опровержению достоверности предоставленной информации лежит на таможенном органе. А обязанности суда проанализировать доказательства таможни, предложить импортеру предоставить свои доказательства, если он хочет, и вынести решение. Вместо этого суд, в соответствии с решениями Пленума, предлагает декларанту самому себя защищать.
  2. В п. 10 Пленума ВС РФ говорится, что если декларант не предоставил дополнительную информацию, обосновывающую таможенную стоимость, по объективным причинам, то решение о корректировке не может быть принято. Выходит, что в случае , если декларант считает, что все необходимые документы уже предоставлены и он больше ничего не должен объяснять (а только имеет на это право) и субъективно занимается своей  текущей работой, то суд вправе вынести решение на основе имеющихся документов. А таможенный орган только наблюдает. Кому выгодна такая ситуация - понятно.
  3. В п. 11 оговаривается, что новые доказательства от участника ВЭД  принимаются судом  только в том случае, если у него не было объективной возможности предоставить их таможенному органу до вынесения решения о корректировке. Иными словами, если декларант имел дополнительные документы, но вовремя не передал их таможенному органу, то он не может предоставлять эти документы в суд. Приходит мысль, что препятствия создаются искусственно, ведь доказать объективную трудность в добывании дополнительной информации не всегда просто доказать.
  4. В п. 7 Пленума ВС РФ говорится о том, что обвинительными доказательствами от таможенных органов могут служить информация из:

    • базы данных (читай СУР);
    • официальных документов;
    • открытых источников;
    • каталогов.

    Создается абсурдная ситуация: декларант предоставляет документы по конкретной сделке, таможенный орган не верит этим документам и берет за основу любой каталог похожего товара и делает вывод о корректировке  таможенной стоимости. Суды считают, что так - правильно.

                                                            

Выводы

Предпринимателям, ввозящим товары на территорию российских таможенных органов, необходимо заранее запастись всеми возможными документами (помимо необходимых) и быть готовым аргументировано и грамотно отстаивать свою правоту в судах.

Вас также может заинтересовать
27.12.2018
Россия – страна с многомиллионным населением. Это позволяет контрабандистам быстро реализовать свой товар, сорвав куш. Контрабанда поставляется в Россию из Белоруссии и Казахстана нескончаемым потоком и не всегда соответствует даже простейшим нормам и требованиям.
30.01.2018
Если в западных странах профессия специалиста по таможенному оформлению не только известна, но и весьма востребована уже как минимум сотню лет, то в России она появилась только после распада Советского Союза и перехода экономики РФ на рыночные рельсы.
09.02.2017
Таможенные сборы взыскиваются при ввозе на территорию страны товаров иноземного изготовления. Плата снимается за таможенное оформление грузов, проводимое соответствующими органами. Размеры ставок определяются таможенным кодексом.